О первых шагах отечественного цветного телевидения
Пресс-центр
О первых шагах отечественного цветного телевидения


Автор: Виктор Ефимов

Сейчас цветное телевидение прочно вошло в наш быт. А ведь вроде бы совсем недавно, каких - нибудь 70 – 80 лет назад, об этом можно было только мечтать! И хотя первые публикации о возможности передачи цветного изображения относятся к концу XIX века, реализовать эту идею в телевещании удалось только спустя 50 с лишним лет.

Работы по цветному телевидению (ЦТВ) велись в ряде стран, особенно интенсивно в США и СССР. Так в СССР с 1947 года разработки по этой тематике начались во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевидения (НИИ-380 – ВНИИТ – сейчас ФГУП "НИИ телевидения" г. Санкт-Петербург). А в 1952–1954 гг. в Москве и Ленинграде уже проводилось опытное вещание по разработанной во ВНИИТе последовательной системе ЦТВ.

Основные параметры системы:

- число строк в кадре – 525 при чересстрочном разложении;

- число цветоделенных полей в секунду – 150 (частота вертикальной развертки – 150Гц);

- частота строчной развертки – 39 375 Гц;

- полная полоса частот – 12МГц.


Raduga_3.JPG
Телевизионный приемник "Радуга" для последовательной системы ЦТВ

В Ленинграде телевещание велось на третьем ТВ-канале с основной территории ВНИИ телевидения (в Лесном), где специально была построена сорокаметровая вышка с турникетной антенной. Передатчик размещался рядом в помещении гаража.

Эта система ЦТВ, в целом, была довольно громоздкой, не очень надежной, да к тому же и несовместимой, то есть не позволяла смотреть передачи ЦТВ на имевшихся у населения телевизионных приемниках даже в черно-белом изображении.

К началу опытного телевещания по последовательной системе ВНИИТом был разработан образец, а Ленинградский завод им. Козицкого с помощью ВНИИТа изготовил небольшую партию (100 штук) соответствующих "цветных" телевизионных приемников. Телевизоры эти, получившие название "Радуга", на электронно-лучевых трубках 18ЛК6Б, из-за несовместимости параметров сигналов не позволяли принимать передачи "черно-белых" телецентров страны.

Для передачи видеосигнала такой системы ЦТВ требовалась более широкая полоса частот для каждого канала (из-за необходимости передачи увеличенного количества информации в каждом кадре), что вело к сокращению количества программ в отведенном для телевещания диапазоне частот.

Кроме того, такая последовательная система ЦТВ позволяла просматривать телевизионные программы только на телеприемниках цветного изображения "Радуга", расположенных в областях и регионах, в которых телецентр и эти телевизоры питались от одной энергосистемы.

Приведенные недостатки относятся, в основном, к применению последовательной системы ЦТВ для целей телевещания, но есть области применения телевидения, где использование последовательных систем ЦТВ дает определенные преимущества (в частности – в медицинской технике).

Учитывая все это, в середине 1950-х годов ВНИИТ уже проводил разработку одновременной совместимой системы ЦТВ, свободной от отмеченных выше недостатков. Решением вопросов, связанных с разработкой, занимались многие подразделения института в соответствии со своей специализацией. Но основная разработка, ведущая роль и координация работ всех смежников осуществлялась отделом вещательной аппаратуры во главе с Михаилом Михайловичем Зимневым при непосредственном участии, и на первом, основном этапе научном и техническом руководстве доктора технических наук, профессора Виктора Леонидовича Крейцера, а в дальнейшем − Виктора Ивановича Балетова.

В ряде публикаций, в частности С.В. Новаковского и Л.С. Лейтеса [6] умышленно (или неумышленно) замалчивается головная и основная роль ВНИИ телевидения в развитии ЦТВ в нашей стране.

Этому способствует в большой мере то, что тогда (в 1940 - х годах и позже) ВНИИ телевидения (НИИ-380) был "закрытым" предприятием, и поэтому руководство института старалось всячески сокращать проникновение любой информации о его разработках в печать, даже о работах по вещательному телевидению. Та же информация, которая проникала в открытые издания, нередко публиковалась "под крышей" кафедры телевидения Ленинградского электротехническго института связи (ЛЭИСа) им. М.А.Бонч-Бруевича, руководимой д.т.н., профессором П.В. Шмаковым.

Что же касается работ, обстановки и взаимоотношений, в которых они производились, можно сказать следующее:

Сам Павел Васильевич – в то время заведующий кафедрой телевидения в ЛЭИСе, а до этого первый официальный директор послевоенного ВНИИ телевидения, часто бывал в стенах нашего института, входил в состав научно- технического совета и, несомненно, его советы и мнения учитывались при разработке аппаратуры комплекса цветного телевидения.

Конечно, разработки по одновременной совместимой системе ЦТВ на кафедре телевидения ЛЭИСа производились, но больше в теоретическо-экспериментальном плане – в отличие от ВНИИ телевидения, которому ставилась задача создания работающих промышленных образцов.

И это понятно, потому что коллектив кафедры был все-таки невелик. И самое главное – в ЛЭИСе не было производственной базы, не было специалистов и служб, которые сопровождают весь научно – производственный цикл создания аппаратуры – конструкторов, технологов, работников мастерских и специализированных лабораторий.

На примере разработки комплекса аппаратуры, оборудования и устройств для одновременной совместимой системы ЦТВ можно убедиться, что развитие телевизионного вещания непосредственно зависит от прогресса в ряде смежных с радиоэлектроникой наук и отраслей техники. С другой стороны, разработка этой системы ЦТВ оказала стимулирующее воздействие на другие области знания, подталкивая специалистов к более энергичному поиску новых решений.

Как головной институт ВНИИТ не только сам занимался разработкой новой системы ЦТВ, но и координировал работы смежных НИИ, КБ и предприятий. Работы по созданию одновременной совместимой системы ЦТВ велись довольно интенсивно. В результате к июню 1956 года был разработан и изготовлен в макетном исполнении почти полный комплекс соответствующей телевизионной передающей и приемной аппаратуры. Он обеспечивал формирование, передачу и прием полного телевизионного сигнала, напоминающего сигнал системы ЦТВ NTSC с элементами стандартного ТВ-сигнала Союза ССР, и позволял демонстрировать диапозитивы и кинофильмы.

Надо особо отметить трудности разработки передающей части комплекса. Вопреки распространенному мнению о заимствовании, создание аппаратуры велось практически с нуля (надо помнить, что это было время "холодной войны").

По свидетельству Б.М. Певзнера [8], из-за отсутствия достаточно полной информации в качестве ориентира для разработки комплекса аппаратуры одновременной совместимой системы ЦТВ, подобной NTSC, пользовались статьей, помещенной в одном из американских журналов. Все то, что было неясно, недосказано домысливалось и доизобреталось специалистами ВНИИТа.

Под руководством уже упомянутых В.Л. Крейцера, М.М Зимнева, а также В.И. Балетова и к.т.н. М.Э. Госа разработку (или курирование разработки) отдельных "участков" комплекса вели такие специалисты как Антон Никитич Киселев – по кинопроектору, по кодирующим устройствам – Борис Моисеевич Певзнер, вопросы уплотнения спектра (частот видеосигнала) – Игорь Николаевич Денисенко. Световые и колориметрические расчеты вела Вера Михайловна Зусманович, а общими схемами комплекса занималась Нина Николаевна Волкова.

К разработке системы синхронизации, блоков питания и др. были привлечены сотрудники соответствующих лабораторий по их специализации.

Разработкой весьма специфичных для ЦТВ схем, связанных с передачей цветовой информации, занимались уже упомянутый Б.М.Певзнер, а для приемной аппаратуры – Семен Абрамович Шерман (создавал декодирующее устройство) и Всеволод Федорович Воробьев (разрабатывал блок восстановления поднесущей).


Datchik.jpg
Датчик видеосигналов (слева – кинопроектор)

В связи с тем, что передающая камера еще разрабатывалась и появилась позже, датчиками сигналов служили эпипроектор, диапроектор и кинопроектор совместно с устройством "бегущий луч". В качестве просвечивающей электронно-лучевой трубки в "бегущем луче" использовался проекционный кинескоп 18ЛК, изготовленный ОКБ ЭВП (сейчас – ЦНИИ "Электрон").

В состав передающей части комплекса входило также видеоконтрольное устройство (ВКУ – монитор) прямого видения, в разработке которого (под руководством В.Ф. Козлова) автор принимал непосредственное участие. Основой этого довольно громоздкого аппарата были три электронно-лучевые трубки 18ЛК с плоскими экранами и с люминофорами красного, синего и зеленого свечения, (также изготовленные ОКБ ЭВП) и два полупрозрачных зеркала. С помощью этих зеркал путем сложения трех цветоделенных (монохромных) составляющих получалось цветное изображение.

Полный телевизионный сигнал с выхода передающей части комплекса подавался на маломощный передатчик и через аттенюаторы по кабелям поступал на телевизоры.

Приемная часть была представлена двумя цветными американскими телевизорами, приобретенными через "третьи" страны, в которых почти все блоки были переработаны под сигнал с параметрами нашего комплекса. На время проведения "смотрин", о которых говорится ниже, для контроля и подтверждения совместимости использовался отечественный серийный "черно-белый" телевизор "Янтарь".

В самом начале июня 1956 года из Министерства радиопромышленности СССР поступило указание о перебазировании всего комплекса в Москву, куда вслед за аппаратурой и направилась группа специалистов ВНИИ телевидения во главе с к.т.н. М.Э. Госом для ее развертывания и демонстрации.

Одним из организаторов этих "смотрин" был зам. министра радиопромышленности Александр Иванович Шокин (впоследствии Министр электронной промышленности СССР), а к их подготовке был привлечен и наш филиал − Московская телевизионная филиал-лаборатория (МТФЛ − сейчас МНИТИ). Комплекс был развернут в фойе Свердловского зала в здании Президиума Верховного Совета СССР в Кремле. Во время демонстрации комплекса пояснения давали Министр радиопромышленности СССР В.Д.Калмыков, его заместитель А.И. Шокин и прибывший в Москву несколько позже нас – к самому началу "смотрин", научный и технический руководитель, д.т.н., профессор В.Л. Крейцер.

Кроме ВНИИ телевидения в демонстрации участвовали специалисты Московского электролампового завода (МЭЛЗ), которому было поручено освоение массового производства цветных масочных кинескопов.

Как уже замечено, ни одно серьезное дело не обходится без казусов. Ранее говорилось, что к участию в демонстрации комплекса ЦТВ был привлечен и наш филиал в Москве – МТФЛ (сейчас МНИТИ – Московский научно-исследовательский телевизионный институт). Оттуда должны были привезти "черно-белый" телевизор "Янтарь", подставные столы под ВКУ прямого видения и телевизоры, а также необходимую мелочевку. Организовывал эту "операцию" ответственный по хозяйственной части нашей группы Ф.Я. Пенкнович. Перечисленное выше погрузили на грузовую автомашину, которая и должна была доставить все это в Кремль.

К тому времени (с 20 июля 1955 года) уже был открыт вход в резиденцию Правительства для всех желающих. Основной вход для посетителей – через Боровицкие ворота. В Оружейную палату – через Троицкие ворота.

Spasskaia.jpg
Спасская башня Московского кремля

Посетители могли ходить по всему Кремлю кроме территорий, примыкающих к зданиям Президиума Верховного Совета и Правительства СССР, к внутреннему саду, а также к дому, где проживали Председатель Президиума Верховного Совета Климент Ефремович Ворошилов и Маршал Советского Союза Сергей Михайлович Буденный.

Чтобы напрасно не " мозолить глаза" публике, автомашина с упомянутым грузом для обеспечения "смотрин" должна была въехать в Кремль через Спасские ворота, расположенные совсем рядом со зданием Президиума Верховного Совета. Кстати, и вся наша группа специалистов проходила в фойе Свердловского зала, расположенного в этом же здании, через проходную у Спасских ворот.

Когда автомашина въехала под арку Спасской башни, то, естественно, была остановлена для досмотра и проверки документов. После этого при попытке дальнейшего движения заглох двигатель автомашины и не захотел заводиться.

Момент для создавшегося ЧП был самый неподходящий, так как руководитель нашей страны Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев и руководитель Югославии Иосип Броз Тито (прибывший в СССР с дружественным визитом) должны были возвращаться в Кремль после очередной поездки и именно через Спасские ворота.

Воспользоваться въездом через Боровицкие ворота организаторы визита сочли нежелательным из-за излишнего привлечения внимания посетителей Кремля, а с другой стороны это подчеркивало уважение к гостю, так как Спасские ворота – парадный въезд в Кремль.

А между тем, двигатель грузовика не заводился и каково-то было водителю и ответственному за доставку, сопровождавшему груз, когда охранники требовали немедленно освободить проезд, чуть ли не угрожая пистолетами.

Но вот, наконец, с большим трудом двигатель запустили, грузовик из-под арки въехал на территорию Кремля и все закончилось благополучно.

После развертывания комплекса и его отладки нас посещали группы не только специалистов по телевещанию и связи, но и сотрудники аппарата Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР.

С помощью нашей аппаратуры демонстрировались цветные диапозитивы и цветной видовой кинофильм, предоставленный Московским телецентром.

Еще до завершения отладки всего комплекса на нашу "выставку" неожиданно заглянул "хозяин" всего здания − Климент Ефремович Ворошилов, в то время Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Он решил узнать, что же такое делается в его "владениях".

Во время его посещения произошел небольшой казус. Для "гостя-хозяина" решили "прокрутить" цветной видовой фильм. И надо же такому случиться, что внезапно, в середине фильма "картинка" на экранах телевизоров пропала. Но наши сотрудники и вида не подали, что это так называемый "визит-эффект", то есть какая-то неисправность. Вели они себя так, как будто произошедшее − конец фильма.

Особенно запомнилось посещение группы специалистов, которые интересовались технической стороной создания комплекса ЦТВ и, в частности, телекинопроектором и цветным кинескопом.

Представитель МЭЛЗа Л.Н. Андрианова рассказала о трудностях по организации производства масочных кинескопов, на экраны которых требовалось нанести в определенном порядке более полутора миллионов крупинок трех разных люминофоров (красного, зеленого и синего цветов свечения), а против экрана строго определенным образом должен устанавливаться металлический лист (так называемая "маска") из особого сплава с более чем 500 тысячами отверстий.

Каково же было наше удивление, когда один из членов этой группы специалистов (по-видимому, руководитель) внимательно выслушал ее и сказал, что подобные технологические операции делаются в атомной промышленности. Вот так коллеги из МЭЛЗа получили адрес, по которому можно было обратиться за помощью.

Komplex.jpg
Общий вид комплекса аппаратуры одновременной совместимой системы цветного телевидения в фойе Свердловского зала Кремля. В глубине фойе, слева, ВКУ прямого видения (июнь 1956 года)

Кроме К.Е. Ворошилова нашу "выставку" посетил также Министр иностранных дел В.М. Молотов. После проведения "официальной" части, уже на выходе, состоялась беседа участников "смотрин" с Вячеславом Михайловичем. В этой беседе руководители нашей группы коснулись вопроса о том, что "вот у нас в стране талантливые люди что-то такое изобретают, а на "Западе" пользуются плодами этих изобретений и даже выдают их за свои". Вячеслав Михайлович широко улыбнулся и сказал " А у нас все так делается".

Предполагалось посещение нас и Первым Секретарем ЦК КПСС и Председателем Совета Министров СССР Н.С. Хрущевым, но, видимо, переговоры с руководителем Югославии Иосипом Броз Тито, который находился в то время с визитом в нашей стране (первый визит после длительной размолвки между руководителями СССР и Югославии), не позволили ему это сделать.

Показ наших разработок прошел успешно. По окончании "смотрин" специалистам нашей демонстрационной группы, изъявившим желание ознакомиться с экспозицией Оружейной палаты Кремля, были вручены бесплатные билеты на посещение этой сокровищницы.

Большинством группы была высказана руководству просьба об организации посещения Большого Кремлевского дворца, но побывать там нам не удалось по причине производства во Дворце ремонтных работ.

Естественно, для руководства нашего Министерства, а в конечном счете, и для развития технического оснащения телецентров страны, эти "смотрины" имели большое значение.

Со "смотринами" нашего комплекса связан также следующий эпизод. Я был одним из самых молодых в группе специалистов, командированных для организации и участия в "смотринах" и работал во ВНИИ телевидения совсем немного – и полгода не прошло.

Начальник лаборатории смежного отдела (отд.16),где разрабатывался "цветной" телевизор – В.Г. Семенов, облюбовал меня в качестве носильщика для доставки одного из приборов на "московские смотрины".

Прибор этот, который он назвал "бильдзендором" на поверку потом оказался маломощным передатчиком и совершенно не понятно, почему не был отправлен в Москву вместе со всей аппаратурой.

Надо напомнить, что это было время радиоламповой техники и весил этот прибор килограмм 8-10. Вручая мне эту поклажу Василий Георгиевич сказал, что мне должен помогать таскать его С.А. Шерман, который немного ранее трудился в его лаборатории на разработке цветного масочного телевизора. Это заявление Семенова оказалось обманом и никакого согласия и обещаний Шерман Семенову не давал, а, возможно, Семенов его об этой услуге и не просил.

По прибытии группы в Москву мы пытались по телефону узнать в Министерстве о бронировании для нас мест в гостинице. Но телефонные разговоры результата не дали и вся наша группа: Пальмира Яковлевна Орловская, Нина Георгиевна Недовесова, Нина Николаевна Волкова, Виталий Львович Хавкин, Семен Абрамович Шерман, а также автор этих строк, в полнм составе направилась на Китайский проезд, где размещалось наше Министерство.

Сотрудники Министерства также точного ответа не дали, сказав только, что места забронированы в одной из гостиниц ВДНХ (Выставки достижений народного хозяйства). Куда мы и направились.

Из них, в ближайшей гостинице, "Ярославской" никакой "брони" для нас не оказалось. Решили ехать дальше – в гостиницу "Останкино". Она только что вступила в строй и нам удалось там устроиться.

Добираясь сначала до Китайского проезда, а затем до этой гостиницы, мы пользовались всеми видами транспорта с множеством пересадок и всюду я таскал этот самый "бильдзендер", а на улице стоял июнь и было жарко.

Как потом выяснилось, места в гостинице нам действительно были забронированы, но "у черта на куличках" – где-то в самых отдаленных "отелях" – "Восток", "Заря" или "Алтай". Но поскольку приютившая нас гостиница "Останкино" была более комфортабельна, сравнительно недорогая и расположена поближе к городу, то переселяться на забронированные места мы не стали, тем более, что нам позволили проживать в "Останкино" до конца командировки.

Коллектив ВНИИ телевидения совместно с рядом смежных предприятий продолжил проработку составляющих частей комплекса одновременной совместимой системы ЦТВ, особенно передающей камеры, телекинопроекционной аппаратуры, массового телевизионного приемника и иных устройств, а также, в ряде других вопросов, требовавших решения, были определены требования к параметрам и качеству пленок цветных и черно-белых кинофильмов, предназначенных для показа по телевещанию.


Group.jpg
Группа специалистов ВНИИ телевидения, участвовавших в демонстрации комплекса аппаратуры одновременной совместимой системы ЦТВ в фойе Свердловского зала

По результатам разработки ВНИИТом одновременной совместимой системы ЦТВ с передачей цветовой информации методом, принятом в NTSC, им же была создана аппаратура для Московской опытной станции цветного телевидения (МОСЦТ), которая начала вести передачи в 1959 году, а в январе 1960 года такие передачи начались в Ленинграде из лаборатории ЛЭИСа им. М.А. Бонч- Бруевича.

Разработка массового цветного телевизионного приемника также осуществлялась во ВНИИ телевидения и первоначально велась по двум направлениям: на базе видеоконтрольного устройства прямого видения и с применением масочного кинескопа.

Работы В.Ф. Козлова и автора статьи по совершенствованию видеоконтрольного устройства прямого видения послужили базой как для разработки проекционного трехтрубочного ВКУ ЦТВ, так и телеприемника на трех проекционных электронно-лучевых трубках.

После изготовления и опробования макета проекционного ВКУ на электронно-лучевых трубках 6ЛК1П, 6ЛК1И и 6ЛК1А (разработка ОКБ ЭВП) появились сомнения в перспективности этого варианта. Поэтому было решено передать макет в Московский филиал ВНИИ телевидения (МТФЛ) группе под руководством Людмилы Николаевны Шверник (дочери видного политического деятеля Николая Михайловича Шверника) для определения возможности создания на его базе массового телевизионного приемника ЦТВ.

Группой Л.Н. Шверник на тех же проекционных кинескопах, но уже с применением оптики Шмидта было разработано видеоконтрольное устройство проекционного типа для экспериментального комплекса ЦТВ (1958г.).

Дальнейшая проработка проекционных вариантов телеприемника и видеоконтрольного устройства в МТФЛ показала бесперспективность этого направления из-за громоздкости, сложности будущего аппарата и неудовлетворительного качества воспроизводимого на экране изображения. Активная и достаточно успешная разработка масочного "цветного" кинескопа с диаметром экрана 53 см. дала возможность прекращения работ в направлении проекционных видеоконтрольных устройств и телеприемников.

Как уже упоминалось, телевизор с масочным кинескопом также разрабатывался во ВНИИ телевидения, в лаборатории смежного отдела (отд. 16), руководимой В.Г. Семеновым. Большой вклад в создание этого телевизора внес Леонид Иванович Балдин. Разработкой блока цветности занимались уже упомянутые С.А.Шерман, В.Ф.Воробьев, а также Александр Александрович Риккен, радиоканала – Инна Рафаиловна Быковсккая и Галина Георгиевна Тейхман.

Развертывающие устройства с высоковольтным выпрямителем разработаны Николаем Степановичем Лучишниным и Александрой Степановной Туфановой. Авторство в создании устройства сведения принадлежит Льву Александровичу Новикову и Алексею Ивановичу Дубенкову. Фокусирующе-отклоняющая система создана в лаборатории, руководимой Георгием Ивановичем Бобцовым.

Существенный вклад в разработку телевизора цветного изображения был внесен и рядом других разработчиков, конструкторов и технологов как ВНИИТа, так и предприятий смежников. Так, следует напомнить, что МЭЛЗ осваивал в это время массовое производство масочных кинескопов, а объединение "Светлана" разработало и выпустило специально для применения в телевизорах цветного изображения радиолампы: 6П42С, 6Д22С, 3Ц22С и ГП-5. В итоге были разработаны и изготовлены промышленные образцы цветных телевизоров для одновременной совместимой системы ЦТВ, также получивших название "Радуга".

В 1956 году после проведения ряда проверок (в том числе и на величину рентгеноизлучений) образец "Радуги" с необходимой документацией был передан для освоения массового производства на Ленинградском заводе им. Козицкого.

В настоящее время по одному экземпляру этого телевизора находится в Музее телевидения при НИИ телевидения и в Центральном музее Связи им. А.С. Попова в Санкт-Петербурге, а также в Политехническом музее в Москве.

При выборе способа передачи цветовой информации в полном телевизионном сигнале ЦТВ по эфиру остановились на системе SECAM (последовательно-одновременной системе ЦТВ), предложенной во Франции еще в 1954 году (автор – Анри де Франс). После совместной проработки и усовершенствования ее советскими и французскими специалистами в 1965-1967 годах в нашей стране и ряде стран Европы была принята для телевещания система SECAM-III Б.

Этот выбор советских ученых был обусловлен, в частности, тем, что в системе SECAM-IIIБ по сравнению с другими системами ЦТВ предъявляются менее жесткие требования к радиолинии и приемному тракту, а телевизионные приемники в целом не так сложны. Более того, эта система давала возможность внедрения цветного телевещания на больших территориях с наименьшими переделками оборудования работавших телецентров и ретрансляторов.

Всеобъемлющая проработка всех частей передающего комплекса одновременной совместимой системы ЦТВ специалистами ВНИИ телевидения под руководством и с участием таких корифеев, как уже упомянутые В.Л. Крейцер, М.М. Зимнев, М.Э. Гос, а также В.И.Балетов, Б.М.Певзнер, В.М.Зусманович, Глеб Дмитриевич Тучин, Яков Абрамович Шапиро, С. А. Шерман и другие, совместно со смежными НИИ и КБ, позволила разработать, а промышленности страны − изготовить современное оборудование для телецентров Союза ССР и ряда зарубежных стран, обеспечив прием ЦТВ почти на всей территории, как нашей страны, так и ряда стран, теперь уже Ближнего и Дальнего зарубежья.

Литература:

1. Беляев Н.С. Опытная станция цветного телевидения.\\ Радио. 1954. №5. С.31.

2. Гоголь А.А., Урвалов В.А., Шмаков П.В. − 2-е изд. испр. − М.: Наука, 2007. − 159 с.: ил. 3. Денисенко И.Н. Московская опытная станция цветного телевидения.//Техника кино и телевидения, 1959. №8. С. 1-7.

4. Ефимов В.А. Первая демонстрация совместимой системы цветного телевидения в Москве. // Электросвязь. 1994. №6. С. 37-38.

5. Ефимов В.А. Первые шаги советского цветного телевидения. // Телеспутник. − 1996. − №7(9). − С. 54-57.

6. Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России. Справочник. Изд. 2-ое перераб. и доп. − М.: ФГУП "ТТЦ "Останкино", 2008. 568 с.

7. Певзнер Б.М. Системы цветного телевидения. − Л.: Энергия, 1969. 232с.

8. Певзнер Б.М. Прощание с системой NTSC. \\ Broadcastinig . Телевидение и радиовещание. 2007. №1, С.77-80.



(c) фото Музея ТВ

[1] Следует заметить, что на время совместного полета космических кораблей "Союз" и "Аполлон" по программе ЭПАС в июле 1975 года для получения цветного изображения в состав бортовой телевизионной аппаратуры корабля "Союз-19" была введена репортажная передающая телекамера с последовательной передачей цветовой информации. Сигнал с этой камеры передавался по эфиру и уже в "космической" Центральной аппаратной преобразовывался в телевизионный сигнал, пригодный для работающей в нашей стране одновременной совместимой системы цветного телевещания.



Мы в Telegram

Назад в раздел
1
X