Есть ли будущее у вариообъективов?
Пресс-центр
Есть ли будущее у вариообъективов?


Автор: Роланд Деннинг (Roland Denning)

Источник: RedSharkNews

За последнее десятилетие в видеопроизводстве всё чаще используются дискретные объективы. Чем это грозит сегменту вариообъективов в будущем? В этом попытался разобраться автор статьи Роланд Деннинг (Roland Denning) – независимый британский кинематографист и оператор с двадцатилетним стажем.

На протяжении трех десятков лет оптика с переменным фокусным расстоянием являлась отраслевым стандартом в телевидении, как в студии, так и на выездных съемках: Fujinon или Canon на камерах с байонетом B4, Zeiss/Angenieux/Canon на камерах с матрицей 16мм. Дискретные объективы считались пережитком прошлого, и использовались разве что при съемках на пленку – например, линейка Zeiss Distagons была нужна для съемки в условиях крайне низкой освещенности или же когда требовался сверхширокоугольный или длиннофокусный объектив. Дискретных объективов с узлом крепления B4 практически не существовало. Зачастую, на целый день съемки потребуется всего два вариообъектива – стандартный и широкоугольный.



По сравнению с дискретной оптикой, вариообъективы проигрывают в светосиле, глубине резкости изображения, габаритам и массе, минимальному фокусному расстоянию. Также для них характерен эффект ‘’дыхания’’ (изменения угла зрения при фокусировке). Но они не так плохи. Во времена камер формата Super 16mm мой съемочный комплект состоял из объектива Canon 8-64mm T2.4 и Zeiss 12-120mm T2.4. Canon превосходно подходил для документальных съемок, а достаточно широкий угол и глубина резкости, вкупе с минимальным ‘’дыханием’’, позволяли использовать его и в работе над художественными фильмами.

Что же случилось?

В первую очередь, увеличился размер сенсоров, а вместе с ними и разрешение изображения. Однако технический прогресс привел и к проблемам – вариообъективы для сенсора формата Super35 стоят очень дорого. Эквивалентных моему старому объективу Canon 8-64mm на рынке попросту нет, а объектив схожий по параметрам с моим Angenieux Optimo 16-42mm T2.8 стоил бы свыше 30 тысяч фунтов стерлингов. При этом, разрешающая способность оптики предыдущих поколений не позволяет использовать её с камерами, оснащенными сенсором формата 4K или даже HD.

Во-вторых, прошедшая ‘’DSLR-революция’’ открыла широкие возможности для использования недорогих и качественных дискретных объективов для съемок видео формата HD. Важно отметить, что фотообъективы с переменным фокусным расстоянием не перекрывают весь требуемый диапазон фокусных расстояний по сравнению с видеообъективами, поэтому в процессе съемки они все равно потребуются.


Canon 8-64mm

В-третьих, масштабирование объекта при съемке вышла из моды и сейчас выглядит ‘’дешево’’. В 1970-80х годах, когда вариообъективы только появились, многие хорошие фильмы изобиловали бросающимся в глаза приемами по наезду/отъезду к объекту в кадре с использованием смены фокусного расстояния (для примера посмотрите фильмы Николаса Роуга или Серджо Леоне). Как только широкое распространение получили любительские камеры, подобные приемы стали считаться откровенной безвкусицей в силу своей неестественности. Прежде всего, это объясняется особенностями человеческого зрения – глаза не могут масштабировать объект, если человек стоит на месте. Кадры, снятые в движении или с использованием операторского крана имеют большую эмоциональную выразительность. Тем более, камеры становятся легче, а вспомогательного оборудования (квадрокоптеров, стедикамов, легких тележек, систем стабилизации) становится больше – всё это помогает обеспечить плавное движение камеры.


В защиту вариообъективов

Объективы с переменным фокусным расстоянием все равно остаются незаменимым инструментом для документального производства. Вы не только экономите время, которое потратили бы на постоянную смену оптики, но также даете возможность монтажеру выбирать из самых разнообразных кадров необходимые для раскрытия темы фильма.



Дискретные объективы Cooke Optics

С дискретной оптикой связано несколько заблуждений. Многие полагают, что собрав правильный набор объективов, удастся получить ‘’особое’’ изображение. Это не так. Конечно же, комплект оптики Cooke за 35 тысяч фунтов стерлингов будет лучше комплекта Samyang за тысячу, но отнюдь не в 35 раз. Разница заключается не только в ‘’картинке’’ – дорогие комплекты характеризуются надежностью и стабильностью в работе. Съемочная группа будет довольна – съемка будет идти плавно, а конечный результат совпадет с ожиданиями. Экономика проста: чем больше команда, тем больше придется заплатить за комплект, в котором будет уверен каждый, и тем дороже будет стоить каждая минутная задержка.

Необходимо отметить, что магия заключается не в самой оптике, а в том, как вы умеете с ней работать. Безусловно, объективы должны соответствовать формату вашей работы, но в ходе съемки правильная постановка света будет намного важнее, чем марка объектива. В документалистике вы должны делать такие кадры, которые помогут раскрыть вашу историю – именно это имеет решающее значение.

Возможно именно сейчас пришло время возрождения вариообъективов. Несмотря на недостатки, они до сих пор находят применение в съемках. Ниже представлен 45-секундный ролик, включающий подборку операторских приемов, включая так называемый эффект Вертиго (оптический эффект, при котором предметы на переднем плане остаются на месте, а задний фон стремительно начинает отодвигаться назад), впервые примененный Альфредом Хичкоком в фильме Vertigo.






Мы в Telegram

Назад в раздел
1
X