Анаморфотная оптика
Пресс-центр

Анаморфотная оптика


Автор: Сергей Шубин 

Кинокомпания Twentieth Century Fox в 1952 году приобрела права на объектив «Гипергонар» (Hypergonar) у французского изобретателя Анри Жак Кретьена (Henri Jacques Chrétien) для производства картины The Robe — первого художественного фильма, снятого с применением анаморфотных объективов. Новая технология подавалась как современное чудо, которое вы видите без очков, и конкурировала со стереокино, много снимаемым в те годы, а также с телевидением. В СССР первый широкоэкранный фильм «Илья Муромец» был снят в формате 2.35:1 в 1956 году.


6e4cf4c22cfe.jpg ilia.muromets.cd2.0-38-03.981.jpg


Когда-то фильмы снимались в основном при соотношении сторон кадра 1.33:1. Постепенно появились другие форматы — 1.66:1, 1.85:1 и в конечном итоге 2.40:1. Соотношение 2.40:1 означает, что изображение по ширине в 2,4 раза больше, чем по высоте. То есть картинка оптически сжимается по горизонтали, а высота остается почти неизменной — это позволяет эффективно использовать всю площадь кадра, который полностью заполняется изображением, которое выглядит вытянутым в высоту. Обратный процесс (растягивание) осуществляется на компьютере во время монтажа или при проекции на экран при установке на проектор анаморфотной насадки. Для съемки в формате 2.40:1 можно использовать любые объективы — сферические («обычные») или анаморфотные. Соотношение сторон кадра остается таким же. Отличается процесс.


Active-pixels-high-res.jpg  

При съемке сферической оптикой в широкоэкранном формате на негативе или на датчике камеры остается много пустого пространства и в верхней и нижней части каждого кадра присутствуют черные полосы (леттербокс).

С анаморфотной оптикой изображение в кадре сжимается по горизонтали (обычно с коэффициентом 2 или 0,5), чтобы соответствовать всей площади датчика камеры (при формате матрицы 16:9 имеются ограничения) или апертуре. Это позволяет использовать всю площадь захвата изображения, без кроп-фактора, обеспечивая большее разрешение и уменьшая зернистость картинки.

Panavision-Anamorphic-front.jpg  N13_6522-Scorpio_ServiceVision-FDTimes.jpg


В анаморфотных объективах применяются цилиндрические оптические компоненты, которые генерируют артефакты изображения вследствие нестандартного хода лучей. Эти «спецэффекты» обеспечивают ту самую классическую «киношность» изображения, из-за которой анаморфотные объективы высоко ценятся. Например, они дают овальную форму бликов от ярких источников света (эффект «боке»), вуалирование, радужные блики, различные виды дисторсии и аберрации.

С начала 1980 годов анаморфотная оптика все реже используется в широкоэкранном кино. В производстве стали использовать леттербокс и формат Super 35. Однако сейчас наблюдается ренессанс анаморфа. Многие современные режиссеры предпочитают только этот вид оптики для своих фильмов. Производители техники живо реагируют на спрос. Например, фирма Angenieux в 2014 году начала выпуск анаморфотных объективов. В 2015 году Cooke Optics представила прототип анаморфотного дискретного объектива с фокусным расстоянием 65 мм для макросъемки.

maxresdefault (1).jpg

maxresdefault (3).jpg

maxresdefault.jpg

Мы в Telegram

Назад в раздел
1
X